Сейчас многие американцы считают, что современный образ Санта Клауса
был придуман рекламной службой компании "Кока-кола". Это мнение
сложилось из-за того, что Санта Клаус одет в красно-белый костюм, а
именно эти цвета являются фирменными цветами компании "Кока-кола", а
также оттого, что в своей рекламной кампании фирма "Кока-кола"
изображает Санта Клауса с бутылкой Кока-колы.
В действительности история современного Санта Клауса не столь
банальна... Святой Николай традиционно считается на Западе и в Америке
дарителем подарков. В 1804-м году в Нью-Йорке под патронажем Святого
Николая было основано историческое общество. В 1809 году Вашингтон
Ирвинг опубликовал сатирическую "Историю города Нью-Йорка", где
надсмехался над голландским прошлым Нью-Йорка (многие традиции, в том
числе и Святой Николай - даритель подарков, пришли в Нью-Йорк из
Голландии). Ежегодно в день святого Николая на улицу выносили деревянную
статую святого (высокую, в длинной мантии) и пели песню о святом
Николае -- Занкта Клаусе (по-голландски Sinterklaas).
В 1822-м году другой житель Нью-Йорка Клемент Кларк Мур написал
серию сказок, где описал, что Санта Клаус прибывает на восьми северных
оленях. К.К. Мур также придумал способ попадания Санта Клауса в дом -
через дымоход.
В 1841 году в Филадельфии некий коммерсант Паркинсон для привлечения
в магазин клиентов нанял человека и одел его Санта Клаусом. Первый
живой Санта Клаус сидел на крыше дома, где располагался магазин, рядом с
дымоходом.
В 1863 году карикатурист Томас Наст изобразил Санта Клауса с огромными бакенбардами и одетым в мех с головы до пят.
В 1869 году вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилица Санта Клауса указывался Северный полюс.
Издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию
слать друзьям и родственникам на Рождество поздравительные открытки. В
1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой был нарисован
Санта Клаус в красном костюме. С тех пор Санта Клауса все чаще стали
рисовать именно в красной мантии, а не в мехах или мантии какого-либо
другого цвета.
Вот как описывает Санта Клауса газета "Нью-Йорк Таймс", датированная
1927 годом : "Перед юными жителями Нью-Йорка предстал Санта Клаус:
огромного роста, в красной мантии, шапочке и белыми бакенбардами,
мешком, полным подарков, красным носом и густыми бровями".
Художник по рекламе фирмы "Кока-кола" Хадон Сандблом начал работать
над рекламной кампанией "Санта Клаус тоже пьет Кока-колу" лишь в 1931-м
году. Кроме бутылки "Кока-колы", ничего нового в образ Санта Клауса
широкая рекламная кампания не внесла. Она лишь популяризовала его.